.

Концепция развития Самарской областной универсальной научной библиотеки "Инновационный центр знаний" (2008 - 2020 гг)

Тезисы.

Обоснование актуальности разработки Концепции

Библиотеки России являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о "границах" библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Трансформации роли, назначения библиотек должна соответствовать происходящим в стране переменам и международной практике. В последнее десятилетие на различных форумах, конференциях, профессиональных встречах ведется активный диалог о построении в России ОБЩЕСТВА знаний. Россия относится к числу стран, которые находятся на начальных этапах формирования общества знаний. Среди базовых предпосылок формирования общества знаний всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием; наращивание информационного и интеллектуального потенциала. В России не существует единой национальной библиотечной модели, Тем не менее, современная библиотека с полным основанием может быть определена как интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Ее миссия продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Она имеет несколько аспектов: содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему; - сохранение документированного знания как общественного достояния.

В современной практике можно выделить несколько инновационных библиотечных моделей. Одна из них библиотека как информационный Интеллект-центр. Эта модель, реализуется в г. Москве и представляет собой библиотеку, сочетающую традиционные библиотечные формы работы с широким предоставлением электронных информационных услуг. Интеллект-центр предлагает услуги, обеспечивающие поиск и предоставление доступа к общественно значимой информации и необходимым пользователям знаниям, а также услуги специализированных служб, Другая модель носит условное название "коммуникационной" библиотеки. Она реализуется на базе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Она также представляет собой библиотеку гибридного типа. На территории библиотеки формируется система культурных центров, обеспечивающих включение пользователя в свой культурный контекст. Недостатком данной модели является возможность ее реализации только в очень крупной библиотеке, обладающей значительными ресурсами. Предоставляя пользователю полную свободу выбора, она снимает с себя функцию проводника и эксперта в информационной среде. На территории России с 2002 года реализуется инновационная модель современной сельской библиотеки. Данная модель представляет собой библиотеку как многофункциональный информационно-культурный, образовательный и просветительский центр, оснащенный современными информационно-коммуникационными технологиями. Для такой библиотеки свойственен размах краеведческой работы (включая создание историко-этнографических музеев), такая библиотека становится центром жизни местного сообщества, главным элементом социально-культурной инфраструктуры села, способным привлечь внешние ресурсы, задать импульс процессов социальных преобразований на селе. Таким образом, анализ теории и практики развития современных библиотек показывает, что библиотека относится к числу сложных системных объектов, имеющих социальную природу и не существующих вне общекультурного, социального контекста. Поэтому для построения концептуальной модели Самарской ОУНБ представляется целесообразным взять за основу рассмотрение специфики библиотеки в контексте формирования общества знания. Такой подход требует поиска новых моделей развития СОУНБ, обеспечивающих жизнеспособность как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

В этой связи принцип построения деятельности библиотеки может быть обозначен как принцип информационного менеджмента, основанного на усилении и углублении интеллектуальной составляющей процесса развития библиотеки.

Самарская областная универсальная научная библиотека располагает достаточно высоким потенциалом, чтобы стать "сердцем" интеллектуального развития региона.

Ресурсная база СОУНБ:

  • Год основания - 1860 
  • Штат библиотеки: 
  • Общее количество - 237 чел. 
  • в том числе библиотечных работников - 155 чел. 
  • число библиотечных работников с высшим образованием - 136 чел. (87,7% от общего числа) 
  • число кандидатов наук - 3 чел. 
  • число библиотечных работников с высшим библиотечным образованием - 91 чел. (67% от числа библиотечных работников с высшим образованием) 
  • Число библиотечных работников со стажем работы в СОУНБ свыше 10 лет - 87 чел. (56% от общего числа) 
  • Количество структурных подразделений - 18 
  • Фонд - свыше 4,1 млн. ед. хранения 
  • Количество читателей - свыше 48 тыс. чел. 
  • Посещений в год - свыше 300 тыс. 
  • Книговыдача в год - свыше 1 700 000 экз. 
  • Компьютерный парк - 286 ед. 
  • Автоматизированные рабочие места для самостоятельной работы пользователей - 41 ед. 
  • Объем собственных баз данных - 790 тыс. записей 
  • Объем Электронного каталога - свыше 245 тыс. записей 
  • Объем новых поступлений в год - свыше 30 тыс. экз. 
  • Число абонентов информационного обслуживания - 397 
  • Количество выполненных справок - свыше 40 тыс. 
  • Сайт - libsmr.ru

Направления деятельности СОУНБ:

  • научная общедоступная библиотека универсального профиля; 
  • центральное областное хранилище отечественной и иностранной литературы; 
  • центральное областное хранилище краеведческой литературы; 
  • универсальный областной центр МБА; 
  • межобластной депозитарий универсального профиля; 
  • научно-методический центр для муниципальных библиотек области; 
  • составная часть общегосударственной системы информации; 
  • региональный центр информации по проблемам культуры и искусства.

Исходя из условий и предпосылок развития СОУНБ, в качестве первоочередной задачи определена задача разработки гибкой, адаптивной и интеллектуально-емкой модели Самарской областной универсальной научной библиотеки. Анализ условий и содержания деятельности Самарской областной универсальной научной библиотеки позволяет предположить, что наиболее оптимальной моделью, отвечающей требованиям современного общества, является модель библиотеки как ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА ЗНАНИЙ. Инновационный центр знаний предполагает наличие характеристик Интеллект-центра, коммуникационной и полифункциональной библиотек, создавая при этом условия для разработки и реализации эффективных стратегий и методов поиска, структурирования и предоставления знания.

Инновационный центр знаний предполагает:

1. Выход на новый уровень накопления знаний. Библиотека как инновационный центр знаний по-новому организует процесс хранения документированного знания в том числе путем его фиксации на другом носителе;

2. Организацию процесса социальной коммуникации как в реальном, так и виртуальном пространстве;

3. Системное внедрение в общественную практику современных информационных технологий и необходимых навыков поиска, освоения, оценки и переработки документированного знания, создание фундамента формируемого общества знания; Цель - создание библиотеки нового типа, обеспечивающей условия для развития интеллектуального потенциала региона и продвижения концепции общества знания. Задачи: " Установление и развитие рациональных связей и взаимодействия между структурными подразделениями библиотеки; " Оптимизация производственных процессов библиотеки; " Интеграция и внедрение передовых библиотечно - информационных технологий; " Развитие новых сервисов в условиях библиотеки; " Обеспечение доступа пользователей к мировым и отечественным информационным ресурсам за счет развития и использования информационно-коммуникативных технологий Особенностью создания и развития Инновационного центра знаний на базе Самарской областной универсальной научной библиотеки является реализация четырех приоритетных стратегий:

Первая - стратегия внутреннего саморазвития библиотеки
Вторая - стратегия партнерской кооперации
Третья - стратегии управления инновациями
Четвертая - стратегия мониторинга изменений.

СТРАТЕГИЯ "ВНУТРЕННЕЕ САМОРАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕКИ"

В рамках реализации данной стратегии предполагается, что ключевым ресурсом формирования новых форм и механизмов управления библиотекой станут многозначность, многоаспектность и четко обозначенные коммуникации в условиях реализации производственного процесса. Кроме того, важнейшим условием внутреннего саморазвития библиотеки станет непрерывный процесс профессионализации управления в каждом структурном подразделении библиотеки, своеобразная управленческая настройка на реализацию стратегии развития библиотеки. Неотъемлемым фактором станет необходимость прояснения и согласования основных позиций всех структурных подразделений библиотеки и четкого осознания необходимых условий для реализации своих функций. Работа в логике внутреннего саморазвития библиотеки предполагает мотивацию для бизнеса, власти, общества по вложению усилий и инвестиций в укрепление позиций библиотеки. Стратегия внутреннего развития, безусловно, потребует последовательности и преемственности решений в системе управления. При этом речь идет не только о механизмах сохранения оптимальных позиций, позитивно влияющих на развитие СОУНБ, но и о способах и механизмах, которыми будет осуществляться продолжение, уже существующих и доказавших свою эффективность, проектов и программ. В процессе реализации стратегии внутреннего саморазвития библиотеки потребуется непрерывная самооценка действий и последствий их реализации, как для самой библиотеки, так и для региона, в целом. При этом, необходима разработка новых комплексных и качественных методов оценки деятельности СОУНБ на региональном, федеральном и международном уровнях. Стратегия внутреннего саморазвития предполагает координацию и увязывание разных управленческих подходов (административного, проектного, совмещения административного и проектного). Следовательно, концепция развития и программа развития должны будут пониматься как процесс согласования разных способов управления.

СТРАТЕГИЯ "ПАРТНЕРСКАЯ КООПЕРАЦИЯ"

Учитывая глобальный характер развития СОУНБ - превращения библиотеки в интеллектуальный ресурс региона, необходимо понимание того, что библиотека становится центром научной мысли, а значит, своеобразным интеллектуальным центром для ВУЗов, научных сообществ, общественных организаций, предприятий, компаний, научно-производственных коллективов и т.д. Партнерская кооперация предполагает введение специальных функций по обозначению и формированию внешних связей библиотеки под конкретные проекты и программы. При этом партнерская кооперация предполагает горизонтальное взаимовыгодное партнерство, результаты которого станут залогом дальнейшего сотрудничества. Создание Центра партнерских соглашений и Центра общественных инициатив библиотека сможет развивать уже существующие схемы кооперации и находить, проектировать и внедрять новые. Индикатором мобильности и кооперации СОУНБ станет количество внешних участников, обеспечивающих всестороннее развитие библиотеки как интеллектуального ресурса региона

СТРАТЕГИЯ "УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ"

Данная стратегия требует выявления имеющихся ресурсов библиотеки для реализации деятельности по дальнейшему развитию библиотеки как интеллектуального потенциала региона. При этом предполагается рассмотрение имеющихся ресурсов библиотеки в контексте с ситуативной деятельностью и возможными способами их интерпретации. Важнейшим ресурсным показателем станет способ инновационной деятельности и проектное управление в условиях библиотеки. Стратегия управления инновациями требует постоянно действующей экспериментальной площадки, на которой можно было бы апробировать и новые технологии перед их полномасштабным внедрением как в рамках СОУНБ, так и в других библиотеках региона. Стратегия управления инновациями предполагает развитие института экспертов как внутренних, так и внешних. Постоянно действующих институт экспертов позволит оптимизировать процесс разработки и внедрения инновационных технологий и обеспечит пакет рекомендаций по дальнейшему развитию инноваций или обоснование нецелесообразности их внедрения.

СТРАТЕГИЯ "МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ"

Стратегией "особого назначения" можно обозначить стратегию мониторинга изменений. Именно она способная показать, насколько эффективны меры, предпринятые по развитию, выявить проблемные точки, точки роста и предопределить логику дальнейшего развития. Для реализации данной функции в СОУНБ необходим профессиональный мониторинговый центр, способный работать в инновационном режиме и формировать пакет рекомендаций для дальнейшей работы с подробной расшифровкой по реализации каждой логики процесса развития. Стратегия мониторинга изменений направлена на реализацию опережающего развития. При этом параллельно с мониторингом изменений необходима работа, предполагающая формирование образа библиотеки как современного Инновационного центра знаний.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Приоритетными принципами реализации Концепции являются:

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
Конкретика и реальность предполагаемых действий имеет целенаправленный характер. Каждая стратегия Концепции имеет свое содержание, предполагающее достижение четких результатов.

СИСТЕМНОСТЬ
Концепция включает в себя весь спектр содержательных, организационных, коммуникационных и управленческих аспектов развития. Это не конгломерат мероприятий. Это представление системного подхода к развитию библиотеки. Поэтому исключение или частичное игнорирование какого-либо элемента повлечет за собой "сбой" в реализации концепции и риск получения непрограммируемых негативных результатов.

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ
Реализация Концепции потребует грамотной и профессиональной работы с ресурсами, которые должны быть представлены:

  • пространственно-территориальными (инфраструктура в пространственно-территориальном масштабе); 
  • временные ресурсы (использование циклов различной активности деятельности библиотеки для реализации Концепции); 
  • организационные ресурсы (организации, институты и организационные связи как ресурс развития) 
  • человеческие ресурсы (люди, социальные связи, обеспеченность кадрами, квалификация кадров); 
  • технологические (культурные, гуманитарные, информационно-коммуникационные технологии)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

В рамках стратегии "Внутреннее саморазвитие библиотеки":

I. Модернизация системы управления библиотекой
II. Оптимизация фонда библиотеки
III.Совершенствование информационно-библиотечных услуг
IV. Оптимизация работы с кадрами
V. Расширение спектра сервисных услуг библиотеки
В рамках стратегии "Партнерская кооперация"
I. Развитие партнерского взаимодействия
II. Создание и организация работы Центра общественных инициатив
III.Создание имиджа библиотеки как Инновационного центра знаний
IV. Формирование многоканального финансирования библиотеки
В рамках стратегии "Управление инновациями":
I. Организация работы новых структурных подразделений (Экспертного совета, Ассоциации проектных менеджеров, Центра информационных технологий)
II. Создание и организация работы Экспериментальной площадки
III. Организация и проведение постоянно действующей Ярмарки инновационных технологий
IV. Создание регионального библиотечного "Центра внедрения"
В рамках стратегии "Мониторинг изменений"
I. Создание и организация работы Центра мониторинга
II. Создание Базы данных "Позитивные изменения"
III.Организация работы курсов инновационного обучения

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Особенностью процесса обозначения основных этапов работы по реализации Концепции является то, что все обозначенные стратегии Концепции должны работать одновременно, а значит, подход к распределению этапов должен исходить не из очередности реализации стратегий, а из реальной схемы организационно-управленческой деятельности.
Первый этап (информационно - аналитический)

  • Сбор информации о реальных условиях реализации Концепции 
  • Анализ имеющихся и потенциальных возможностей библиотеки как Инновационного центра знаний 
  • Разработка плана действий по реализации Концепции

Второй этап (моделирующий)

  • Разработка модели и структуры библиотеки 
  • Согласование модели и структуры библиотеки с министерством культуры и молодежной политики Самарской области 
  • Согласование условий по внедрению новой модели библиотеки

Третий этап (методический)

  • Разработка пакета документов на новые структуры библиотеки 
  • Разработка программных мероприятий по реализации Концепции 
  • Формирование методических рекомендаций на каждое направление деятельности библиотеки

Четвертый этап (организационный)

  • Реализация мер по созданию условий для реализации Концепции (материально-технических, организационных, управленческих, финансово-экономических) 
  • Формирование рабочей группы по реализации Концепции 
  • Организация обучения специалистов библиотеки по реализации Концепции

Пятый этап (формирующий)

  • Презентация Программных мероприятий по реализации Концепции 
  • Формирование экспертной группы по сопровождению деятельности по реализации Концепции 
  • Обеспечение обратной связи с пользователями библиотеки и жителями Самарской области по оценке действий в рамках реализации Концепции

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

  • Создание библиотеки нового типа - Инновационный центр знаний
  • Расширение спектра информационно-библиотечных услуг
  • Развитие партнерского взаимодействия библиотеки
  • Позиционирование библиотеки как Инновационного центра знаний на региональном, федеральном и международном уровнях
  • Формирование устойчивого взаимодействия с общественными организациями региона
  • Обеспечение системного развития библиотеки и формирование многоканального финансирования
  • Создание и развитие региональной базы данных инновационных технологий
  • Обеспечение высокого уровня и качества подготовки специалистов через систему курсов инновационного обучения
  • Активизация работы по продвижению концепции общества знания в регионе