История Острожской Библии
Слайдер
Описание

Первая полная печатная славянская Библия известна под названием «Острожская». Это связано с местом ее создания – волынским городом Острог.

В это время он представлял собой крупный ремесленно-торговый центр, состоящий из княжеского замка и крепости. Попасть в город можно было через одни из четырех ворот. В 1577 году в Остроге насчитывалось около 100 домов и пять православных церквей.

План и топография Острога из акта о разделе Острога между сыновьями князя Константина Василия Острожского Александром и Янушем // Перлштейн А. Описание города Острога, составленное А. Перлштейном. М., 1847.

Княжеский род Острожских, с вотчиной в Остроге, происходит из рода Турово-Пинских князей. Первое упоминание относится к князю Даниилу Дмитриевичу, благоволившему православию и связанному с ним рукописанию.

К середине XVI века Острожские князья были одними из крупнейших и влиятельнейших польско-литовских феодалов.

Константин Иванович Острожский (1460-1530)

Василий Острожский, которого чаще называли по отцу Константином, родился в 1526 году в Дубно. Во владении у него было, по разным оценкам, от 25 до 100 городов и от 670 до 1300 сел. Богатство и знатность позволяли ему проводить независимую от польского двора политику.

Воспитанный в духе религиозного индифферентизма, Константин Острожский никогда не принимал религиозной и национальной ограниченности. Поэтому при его дворе жили люди разного вероисповедания.

В военно-политической сфере неизменно придерживался польской ориентации: без сопротивления принял Люблинскую унию, участвовал в войне с Москвой, пытался захватить Чернигов, поддерживал Лжедмитрия I.

Князь Константин Константинович Острожский. С гравюры 17 в.

К середине 70-х годов XVI века в Остроге стали собираться ученые и просветители, благодаря деятельности которых смогло возникнуть знаменитое учебное заведение – Острожская академия и начальная школа.

Поиски «научных кадров» для Острога были поставлены на широкую ногу: литераторов приглашали сюда даже с Балкан. Известно, например, о том, что в 1579 году греческие библейские тексты переводил Евстахий Натаниель с Крита, учитель детей К.К. Острожского. Среди прибывших был и Дионисий Палеолог, человек европейской образованности, и белорус Андрей Рымша, автор стихотворных силлабических текстов, в том числе «Хронологии» 1581 года.

Андрей Рымша. Хронология. 1581 г. 1 страница.

Для Острожской начальной школы Иван Федоров – русский просветитель, основоположник книгопечатания в Москве и на Украине – напечатал в 1578 году новую Азбуку в местной типографии. Оборудована была типография Иваном Федоровым по распоряжению князя Константина (Василия).

За время ее существования (до 1612 года) было отпечатано не менее 22 изданий, в том числе 5 – под руководством первопечатника.

Сегодня от здания типографии не осталось и следа. Музей истории и книги, посвященный началу книгопечатания на Украине и первопечатнику Ивану Федорову, нашел приют в уцелевшей Луцкой башне.

Луцкая башня, современный вид

Основным изданием Острожской типографии явилась Библия 1581 года. Это было знаменательное событие и Иван Федоров хотел иллюстрировать такой значительный труд гравюрами. Для этого он вел переговоры с гравером В.Б. Эбишем. Но намерения осуществить так и не удалось.

Печатня (из открытых источников).

В научной литературе описано более 400 экземпляров Острожской Библии. Известно и сегодняшнее местонахождение большинства из них. С большой долей вероятности можно утверждать, что тираж книги был 1000–1200 экз.

Острожскую Библию хорошо знали в Московской Руси. Часть тиража была отослана князем Острожским царю Ивану Васильевичу Грозному. Экземпляр, который царь подарил английскому послу Джерому Горсею, по сей день хранится в Британской библиотеке. Острожскую Библию можно найти в собрании кардинала Франческо Барберини в Ватикане, в шотландском университете Сент-Эндрю, в библиотеках Гамбурга, Геттингема и Штутгарта. Известен экземпляр, принадлежавший шведскому королю Густаву II Адольфу.

В.М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.

По возвращению во Львов Иван Федоров привез с собой 400 экземпляров Острожской Библии. 200 экземпляров он дал аптекарю Иерониму за долг, а 200, правда, не совсем законченных, лежали в подвале того дома, где он жил во Львове. Там же он решил закончить эти экземпляры и начал уже набор недостающих листов. Осуществить задуманное помещала смерть Ивана Федорова в конце 1583 года.

Г. Малаков. Иван Федоров. Гравюра на дереве.

По всей видимости, Иван Федоров забрал острожские кирилловские и греческие шрифты с собой. И пользовался ими, пытаясь закончить неполные экземпляры книги.

Впоследствии эти шрифты, вместе с первой львовской типографией были выкуплены львовским братством.

В острожских изданиях впоследствии встречаются только два шрифта (московские) из шести, использованных в Библии. Этого было недостаточно, и князь Острожский несколько раз просил у братства на время кирилловские и греческие шрифты. Но просьбы его так и остались неудовлетворенными.

Страница из «Грамматики еллино-славянского языка» 1591 г., напечатанной в братской типографии.

Оставшиеся у Ивана Федорова экземпляры Библии 1581 года после его смерти были отданы кредиторам Корунко и Сачко. Впоследствии они договорились с виленским типографом Мамоничем о допечатке недостающих листов. В научной литературе эти листы получили название «виленские».

Шрифт на «виленских листах» похож на острожский, но более мелкий и неразборчивый. Имеются ошибки в колонтитулах. Только два орнамента напечатаны со старых досок (некоторые инициалы и две заставки), остальные, несомненно, – с новых.

Один из «Виленских листов». Экземпляр Библиотеки Варшавского университета.

Замечательное во всех отношениях издание, первая полная восточнославянская Библия, сыграла исключительно важную роль в истории культуры славянских народов. Перевод Библии и издание ее на славянском языке способствовали укреплению позиций родного языка в его извечной борьбе с латинизмом католической экспансии.

Издательский подвиг Ивана Федорова навсегда вошел в историю книгопечатания: за короткий срок сопоставление отобранного оригинала со славянскими списками и иноязычными изданиями, отливка славянского и греческого шрифтов, набор текста (3 240 000 печатных знаков), печатание большим для того времени тиражом (около 1200 экземпляров), тома объемом в 1 256 страниц.

Острожская Библия 1581 г. Титульный лист

1. Первая перепечатка Острожской Библии была осуществлена стараниями Московской Старообрядческой книгопечатни в 1914 году. Однако факсимильного издания не получилось.

2. В 1983 году было осуществлено факсимильное издание Острожской Библии, вновь явившейся лишь попыткой точного воспроизведения текста оригинала. В репринте, выполненном в колледже Св. Андрея Университета Манитобы (Канада), отсутствует семь последних листов оригинала, содержащих месяцеслов.

3. Фототипическое переиздание текста осуществлено под наблюдением И.В. Дергачевой по экземплярам Научной библиотеки им. Горького МГУ в 1988 году. Это переиздание оказалось самым лучшим.

Фототипичное переиздание Острожской Библии. М-Л. 1988 г.

Острожская Библия легла в основу Елизаветинской Библии, изданной в 1751 году и с незначительными поправками используемой для богослужения в Русской православной церкви.

Елизаветинская Библия 1751 г. Титульный лист. (из открытых источников)

13
0
2945
0
0
1

Выставка «440 лет Острожской библии Ивана Федорова» посвящена 440-летию создания первой полной восточнославянской Библии.

Иван Федоров собрал воедино и перевел на церковнославянский язык большое количество возникших в разное время и отличающихся друг от друга источников.

Грандиозный труд удалось совершить благодаря поддержке могущественного князя К.К. Острожского, который для этой цели даже основал у себя в вотчине типографию, в которой Библия была напечатана в 1581 году.

Острожская Библия, объемом 1256 страниц, – издательский подвиг Ивана Федорова.

В отделе редких книг СОУНБ хранится экземпляр Острожской Библии, переизданной в 1914 году силами старообрядцев. Книга дополнена 150 изображениями. 

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.