Самаркандский Коран: история манускрипта
Слайдер
Описание

Для обучения чтению и письму в мусульманских школах использовались дощечки с упражнениями. В верхней части каждой дощечки помещалась первая строка Корана: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного».

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Коран (от арабского «аль-куран» – чтение вслух, назидание) является основой религии ислама. Он содержит регламентации религиозных обрядов и правовые установления, определяет обычаи и традиции, важнейшие моменты уклада жизни и образа поведения более 1,8 миллиарда людей. Слова и выражения из Корана вошли в литературную и обиходную речь мусульман независимо от их языка и национальности. По масштабам воздействия на духовное и общественное развитие народов Востока Коран принадлежит к культурному наследию всего человечества.

Пророк Мухаммад в мечети. Книжная миниатюра. Турция, XVIв. Из издания: Ислам: культура, история, вера. Москва, 2012.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Коран представляет собой речь Бога, с которой он сам либо через посредника ангела Джибрила (библейский Гавриил) обращается к своему Пророку Мухаммаду или прямо к людям. Коран – это собрание проповедей, молитв, назидательных рассказов о судьбе древних народов и посланных к ним пророков, притч и заклинаний, этико-правовых и обрядовых предписаний.

Коран передавался Мухаммаду по частям в виде «пророческих откровений» в течение почти 23 лет – с 610 по 632 г.
При жизни Пророка текст Корана сохранялся и передавался в основном по памяти.

Лист из рукописи Корана. Сирия. Около 710 – 715 гг. Пергамен, чернила, гуашь.
Из издания: Земное искусство – небесная красота: искусство ислама / Гос. Эрмитаж. Санкт-Петербург, 2000.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Первые записи полного текста Корана появились в кругу ближайших сподвижников Мухаммада после его смерти в 632 г. Они различались как по составу, числу и последовательности глав, так и по смыслу и полноте входящих в них сообщений. Между 650 и 656 г., по приказу халифа Усмана (Османа) ибн Аффана, сохранившиеся в памяти и в частных записях откровения Пророка были собраны и сведены в одном списке. Этот список Корана был признан каноническим – единственно полным и подлинным словом Аллаха. По распоряжению халифа арабские писцы сделали четыре копии Корана, которые были разосланы в важнейшие центры Халифата – Мекку, Дамаск, Куфу и Басру.

Подставка под Коран.  Индия. Около 1700 г. Нефрит, рубины. Из издания: Ислам: культура, история, вера. Москва, 2012.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Коран состоит из 114 глав, именуемых сурами. Каждая сура содержит отдельные высказывания – айаты, их в Коране более 6 тысяч. Все суры расположены в порядке убывания длины, за исключением первой, которая содержит 7 айатов, составляющих основу мусульманской молитвы. Все суры, кроме девятой, начинаются с главной фразы, определяющей отношения между Аллахом и его созданиями: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» В целом речь Корана сравнима по красоте с мусульманской арабеской – она увлекает и затягивает слушателя красотой и напряженностью стиля.

Так в конце XIX века выглядел Гур-Эмир – Мавзолей Тамерлана. Рисунок Л.Е. Дмитриева-Кавказского. Из издания: Дмитриев-Кавказский Л.Е. По Средней Азии: записки художника. Санкт-Петербург, 1894.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Долгое время Коран Османа находился в Средней Азии в Самарканде. Существует несколько версий того, как книга могла попасть в этот город. По одной из них, наиболее вероятной, Коран был захвачен правителем Самарканда Амиром Тимуром (Тамерланом) во время его завоевательных походов в Сирии или Ираке. Так или иначе, в Самарканде Коран Османа хранился не менее четырех столетий – до второй половины XIX века. За время бытования книги часть листов и их фрагментов была утрачена, кое-где были добавлены бумажные листы с отреставрированным текстом.

Ансамбль Ходжа-Ахрар. Михраб мечети (ниша в стене, указывающая направление на Мекку). Из издания: Средняя Азия: архитектурные памятники IXXIX веков. Москва, 1985.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

В 1868 г. Самарканд был включен в состав Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи. Коран Османа находился в то время в пригороде Самарканда в мечети архитектурного комплекса Ходжа Ахрар.
В конце 1869 г. Коран Османа был перевезен в Санкт-Петербург и помещен в рукописный отдел Императорской публичной библиотеки. Здесь Коран хранился чуть менее полувека и за это время был исследован русским ученым-арабистом Алексеем Федоровичем Шебуниным.

Страницы Корана Османа. Из журнала «Нива», 1914 – № 1.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Палеографический анализ списка Корана показал, что он был создан на территории Ирака (вероятно, с той копии унифицированного текста, что была отправлена в Басру), причем не ранее конца первой четверти VIII столетия, когда прошло уже более полувека после смерти халифа Усмана ибн Аффана. Тем не менее легендарное название «Коран Османа» прочно закрепилось за этой рукописью, она и сегодня является одной из известнейших мусульманских реликвий.

9
0
749
0
0
1

Виртуальная выставка  

Самаркандский куфический Коран: 

Факсимильное издание 1905 г. в фонде СОУНБ

Среди великих книг, оказавших влияние на развитие мировой цивилизации, одно из ведущих мест занимает Коран – священная книга всех мусульман, в которой записаны откровения, дарованные Богом-Аллахом своему Пророку, а через него – всем людям. Уникальная рукопись этой древней книги, известная под названием «Самаркандский куфический Коран» (иначе – «Коран Османа»), в настоящее время находится в Ташкенте и является предметом поклонения мусульманских паломников со всего мира.

В 1905 году в Санкт-Петербурге вышло малотиражное факсимильное издание Самаркандского Корана, в настоящее время оно является величайшей редкостью. Один из экземпляров этого издания хранится в нашей библиотеке.

 

 

Выставку подготовили: главный библиограф отдела редких книг Л.В. Сташенкова, старший научный сотрудник отдела редких книг О.В. Зубова.

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.