Книга о постничестве: история острожского издания
Слайдер
Описание

Среди аскетических сочинений Василия Великого особое место занимает фундаментальный труд под названием «Большой Аскетикон, или Монашеские правила святого Василия». Это написанный в виде вопросов и ответов сборник законов монашеской жизни, представляющий собой учение о высшем нравственном совершенстве. Он и сегодня служит руководством для иноческих общин православной церкви.

Церковь во имя святителя Василия Великого. Ок. 1190 г.

Реконструкция по проекту А.В. Щусева, 1904 – 1906 гг. Свято-Васильевский женский монастырь, Овруч, Украина.

Из издания: Православная энциклопедия: Т. LII. Москва, 2018.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Древнейшие греческие рукописи «Большого Аскетикона» не сохранились. Текст его дошел до наших дней в нескольких редакциях, самая ранняя из которых относится к VI в. Одна из редакций была составлена в VIII в. Феодором Студитом – богословом и философом. «Правила» святителя Василия он положил в основу  своего аскетического учения и монашеской практики Студийской обители, в которой был настоятелем.

Огласительные поучения Феодора Студита. Первый лист рукописи. Середина XV в.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Начиная с  V в. книга переводилась с греческого на латинский, сирийский, армянский, грузинский и другие языки. В XIV в. «Аскетикон» был переведен болгарами на славянский язык под названием «Книга о постничестве». Этот перевод в конце XVI в. был положен в основу печатного издания. Книга вышла в типографии города Острога, расположенного на Волынской земле (ныне – территория западной части Украины).

Руины Острожского замка. Здесь в 1578–1612 гг. работала типография.

Из издания: Немировский Е.Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта: 1491–2000. Т. II. Кн. I. Москва, 2011.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Острог, как и другие западнорусские земли, в то время входил в состав Великого княжества Литовского. В городе насчитывалось около 5 тысяч жителей. В XVI в. он был одним из важнейших центров ремесла, торговли, науки и культуры. 

План Острога.

Из издания: Описание города Острога, составленное А. Перлштейном. Москва, 1847.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

В 1578–1581 гг. в Остроге работала типография Ивана Федорова, созданная им при поддержке князя Константина Константиновича Острожского. За эти годы здесь вышло 5 изданий, в числе которых первая полная восточнославянская Библия.

А.В. Моравов. Первопечатник Иван Федоров. Картина. Начало XX в.

Из издания: Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. Москва, 1991.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

После отъезда Ивана Федорова из Острога печатание книг продолжили его ученики. Руководителем типографии стал, по-видимому, сподвижник первопечатника, писатель и философ Василий Суражский. Помогал ему ректор Острожской академии, писатель Герасим Смотрицкий. До конца XVI в. типографией было напечатано не менее 17 изданий.

Йост Амман. В типографии XVI в. Гравюра.

Из издания: Осетров Е. Сказ о друкаре Иване и его книгах. Москва, 1979.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Благодаря поддержке князя К.К. Острожского типография была хорошо оборудована. С 1594 г. она владела собственной бумажной мельницей. В ее распоряжении были шрифты и орнаментальные доски хорошего качества, в том числе шрифты и орнаменты федоровских книг.         

Йост Амман. Словолитчик [мастер, выполняющий отливку шрифта]. Гравюра. 

Из издания: Осетров Е. Сказ о друкаре Иване и его книгах. Москва, 1979.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

«Книга о постничестве» Василия Великого – одно из лучших изданий Острожской типографии. На титульном листе обозначена точная дата выхода книги – 3 марта 1594 г., причем год в начале указан, как тогда было принято в Московской Руси, «от сотворения мира» – 7102-й.

Титульный лист острожского издания «Книги о постничестве».

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Труд великого святителя для печатания был выбран не случайно. В период усилившегося в Западной Руси католического влияния творения восточных отцов церкви были очень востребованы. Интересно, что у князя Острожского, слывшего защитником православной веры, было еще одно имя, данное при крещении, – Василий.   

Князь К.К. Острожский. С гравюры XVII в.

Из издания: Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. Москва, 1991.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Князю Константину-Василию посвящен оборот титульного листа книги. Здесь мы видим герб князя Острожского с перечислением его регалий: «воевода киевский, маршал земли Волынской, староста владимирский».

Оборот титульного листа книги.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

В предисловии и послесловии подробно сообщается об участии князя в издании книги, напечатанной его «повелением и властным коштом и накладом, трудом и промыслом».

Послесловие книги (колофон).

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Основному тексту книги предшествует гравированный на дереве фронтиспис – изображение автора за работой. Обращают на себя внимание закрашенные черной краской листы в руках святителя и такой же лист на подвешенной перед ним дощечке. Видимо, сначала на гравюре был изображен другой святой, и предназначалась она для другого издания. Чтобы включить ее в произведение Василия Великого, типографы зачернили фрагменты текста, принадлежащего другой книге.  

Фронтиспис «Книги о постничестве».

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Издание красиво оформлено. Современные исследования показали, что в работе над ним использовались типографские материалы как Ивана Федорова, оставшиеся после его ухода из Острога, так и другого русского первопечатника – Петра Тимофеева Мстиславца.

Буквица с доски Ивана Федорова.

«Книга о постничестве», л. 1 (счет 1-й).

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Известно, что документальных свидетельств пребывания Мстиславца в Острожской типографии пока не найдено. Возможно, после ухода из Вильны в 1577 г. он какое-то время работал в Остроге, или же туда были переданы его типографские материалы. Так или иначе, «Книга о постничестве» напечатана тем же шрифтом, что и виленские издания этого мастера.

1. Фрагмент текста «Евангелия» Петра Мстиславца (Вильна, 1575), л. 172.

Из издания: Вознесенский А.В., Николаев Н.В. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVIXVIIвеков. Санкт-Петербург, 2019.

2. Фрагмент текста «Книги о постничестве», л. 1 (счет 2-й).

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

Трудно также не заметить, что гравюра с изображением Василия Великого выполнена в том же стиле, что и гравюры в виленском Евангелии Петра Мстиславца. Нельзя исключать вероятность того, что создавал их один мастер.

1. Фрагмент фронтисписа «Евангелия» Петра Мстиславца (Вильна, 1575).

Из издания: Вознесенский А.В., Николаев Н.В. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVIXVIIвеков. Санкт-Петербург, 2019.

2. Фрагмент фронтисписа «Книги о постничестве».

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

При рассматривании фронтисписа обращают на себя внимание маскароны.

Это декоративные элементы интерьера в виде маски какого-либо мифологического существа. Славянские граверы, работавшие за пределами Московской Руси, часто включали их в архитектурное обрамление автора произведения.

 Фрагменты фронтисписа «Книги о постничестве» с изображением маскаронов.

 Фонд отдела редких книг СОУНБ

«Книга о постничестве» оказала большое влияние на русское православное иночество в разных землях. Значительная часть острожского тиража разошлась по городам Московской Руси.

Собор во имя святителя Василия Великого. 1662–1669 гг. Свято-Васильевский мужской монастырь, Суздаль.

Из издания: Православная энциклопедия: Т. LXVII. Москва, 2022.

Фонд отдела редких книг СОУНБ.

17
0
315
0
0
1

Василий Великий. КНИГА О ПОСТНИЧЕСТВЕ. 

К 430-летию издания

          В марте 2024 года исполняется 430 лет со дня издания в православной типографии города Острога «Книги о постничестве». Этот труд принадлежит перу одного из отцов христианской церкви – святителя, вселенского учителя, епископа Кесарии Каппадокийской, богослова и писателя Василия Великого.

          «Книга о постничестве», вышедшая в свет 3 марта 1594 года – одна из лучших книг Острожской типографии. В ее издании принимали участие выдающиеся просветители конца XVI века: православный писатель Василий Суражский, ректор Острожской академии Герасим Смотрицкий, покровитель типографии князь Константин-Василий Острожский. Книга напечатана шрифтом Петра Мстиславца; в оформлении использованы его орнаментальные доски, а также доски Ивана Федорова. В настоящее время известно около 105 экземпляров этого издания, один из них хранится в фонде отдела редких книг нашей библиотеки. На полях листов фолианта сохранились записи, раскрывающие подробности бытования книги на протяжении четырех столетий.

 

Выставку подготовила главный библиограф отдела редких книг Л.В. Сташенкова.

Фотографии С.А. Осьмачкина, редактор О.В. Клипикова.

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.