Описание Острожской Библии
Слайдер
Описание

На титульном листе всех экземпляров стоит дата «1581» год. Но из-за встречающейся на последнем, 78-м, листе 6-го счета даты «12 июля 1580» исследователи долгое время предполагали, что было два издания. На это как будто указывали и листы, напечатанные с изменениями. Считалось, что эти различия соответствуют двум видам выходных сведений.

Но, видимо, дело было в том, что первоначально, рассчитывали выпустить издание к 12 июля 1580 г. Увидев, что запаздывают, перестали печатать листы с этой датой и заменили их новыми. Пока еще происходило печатание, немедленно начали брошюровать листы в тетради, так что в один экземпляр могли попасть и более ранние, и более поздние листы.

1. Выходные данные на последнем листе, где кириллическими буквами проставлена дата «12.08.1581».

2. Выходные данные на последнем листе, где кириллическими буквами проставлена дата «12.07.1580».

Острожская Библия размером с лист. Первые 8 листов не нумерованы, затем идет пять отдельных счетов: 276, 180, 30, 56 и 78 листов, помеченных справа, вверху листов, кирилловскими буквами. Сигнатура (порядковый номер) тетрадей отсутствует. Текст расположен в два столбца, по 50 строк в каждом.

А.П. Запаско, не один год работавший над изучением Библии 1851 года, посчитал, что книга содержит 3 240 000 печатных знаков, 81 заставку (с 16 досок), 68 концовок (с 19 досок), 78 строк вязи. По новейшим исследованиям С.А. Кудрявцева, в книге 1 394 инициала, отпечатанных с 135 досок.

Страница из Острожской Библии (Псалтырь). Здесь и далее фрагменты издания 1581 г. даны по оцифрованному экземпляру книги из собрания М.Н. Тихомирова.

Ссылка на издание

В основу текста Острожской Библии был положен список Геннадьевской Библии 1499 года – первого в истории славянской кириллической письменности полного свода библейских книг Ветхого и Нового заветов на церковнославянском языке. Подготовлен он был в новгородском скриптории по инициативе архиепископа Геннадия Новгородского.

О существовании основного источника издания говорится в предисловии к самой Острожской Библии.

Современные исследования состава, редакции и орфографии безоговорочно указывают на Геннадьевскую Библию.

Для уточнения основной редакции в Остроге были собраны различные списки и издания Библии на славянском, латинском, чешском и греческом языках. Привезли их разосланные князем в разные страны посланцы.

Страница из Геннадьевской Библии. Фрагмент издания дан по оцифрованному экземпляру книги из собрания ГИМ.

Ссылка на издание

Для титульного листа Острожской Библии Иван Федоров использовал рамку фронтисписа своего московского и львовского «Апостолов» 1564 и 1574 гг.

Прообразом ее могла служить гравюра Эдгарда Шена (ок. 1491–1542 гг.) «Иисус Навин». Встречается гравюра в Нюрнбергском «Ветхом Завете» 1524 года и чешской «Библии» 1540 года.

Титул – «вход» в книгу. В Острожской Библии понимание триумфальной арки как символа торжественного «входа», приглашения человека к познанию чего-то особенного, согласуется с удачно набранным заглавием, где использованы два цвета – черный и красный, три шрифта различного кегля, продуманная организация пробелов и междурядий. Четыре нижних литых украшения и дата между ними создают впечатление композиционной завершенности титульного листа.

1.Титульный лист Острожской Библии 1581 г.

2. Фронтиспис Апостола 1564 г. Гравюра на дереве.

3. Э.Шен. Иисус Навин. Гравюра на дереве. 1524 г.

На обороте титульного листа помещен герб князя К.К. Острожского и стихи (вирши) на этот герб, написанные ректором Острожской академии Герасимом Смотрицким.

Оборот титульного листа Острожской Библии 1581 г.

Далее размещено достаточно пространное предисловие от имени князя Острожского на двух языках – церковно-славянском и греческом. В нем князь возносит благодарственную молитву Богу за помощь в столь нелегком деле по выпуску полной славянской Библии и рассказывает о причинах, побудивших его взяться за этот труд.

Указывается место печати и дата.

Первая страница предисловия князя К.К. Острожского

Второе предисловие, как и вирши к нему, составлено Герасимом Смотрицким. Возвеличивая деятельность К.К. Острожского на ниве просвещения, Смотрицкий сравнивает ее с заслугами киевских князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, призывая Константина Острожского следовать путем своих предков. Автор с возмущением и печалью описывает тяжелое положение православных под гнетом Речи Посполитой, а в виршах с гневом обрушивается на католическую церковь.

Второе предисловие.

Первая страница предисловия князя К.К. Острожского

После Предисловий напечатано оглавление из 76 библейских книг. Порядковые номера их вынесены на внешнее поле: у левого столбца – слева, у правого – справа. Указано количество глав в каждой книге, а в Новом Завете – и зачал.

Оглавление

В соответствии с оглавлением, в Библии последовательно напечатаны тексты Ветхого и Нового Заветов.

Первая книга царств

Традиционно в конце книги размещены справочные разделы – «Соборник» и послесловие Ивана Федорова.

«Соборник»

Послесловие Ивана Федорова известно в двух редакциях.

Послесловие 1850 года состоит из небольшой концовки, составленной Иваном Федоровым, и его издательского знака.

Послесловие 1580 г.

Послесловие 1851 года значительно пространнее. Заключено в два столбца: на греческом и церковно-славянском языках. Оформлено заставками, буквицами и концовкой. Присутствует типографский знак Ивана Федорова.

1, 2 Послесловие 1581 г.

При наборе Библии 1581 года Иван Федоров использовал 6 различных шрифтов.

Заглавие на титульном листе напечатано московским шрифтом. В названии глав использован крупный кирилловский шрифт. Основной текст Библии отпечатан крупным острожским шрифтом, а примечания – мелким острожским.

В предисловии и послесловии на греческом языке употреблен крупный греческий шрифт. И только в выходных данных 1581 года – мелкий греческий.

Последние четыре шрифта были созданы и отлиты самим Иваном Федоровым.

Евангелие от Луки.

Рукописной практикой продиктованы, несомненно, заглавия вязью. Ею набрано 78 строк. Большинство заглавий черного цвета, но отдельные даны и красным.

Псалтырь

Разделение текста на два столбца предопределило принцип компоновки заставок, которые даны не на всю страницу, а лишь на одну колонку. Исключение составляет П-образная заставка на 1 л. главного счета.

Для нее использовалась переделанная заставка из московского и львовского Апостолов. Для Библии от нее отрезали половину верхних украшений и боковые выступы. При этом присоединили по бокам Г-образные дощечки, заполненные акантовым вьюнком.

1. Заставка из Острожской Библии 1581 г.

2. Заставка из Апостола 1564 г.

Заставки помещены в начале каждой книги Библии. Они устанавливают между ними необходимые паузы и тем самым облегчают чтение. В то же время они выполняют декоративную функцию, нарушая однообразие наборных страниц.

Заставки эти представляют собой вытянутые по горизонтали прямоугольники. В рисунке доминируют растительные элементы: гроздья винограда, плоды граната, цветы. Встречается мотив вазона.

Все они выполнены белым штрихом по черному фону.

1. 2-е Послание Иоанна.

2. Книга Исуса Сирахова.

Три заставки снабжены навершием. Они как бы подчеркивают 7 основных разделов: Книгу Левит, Псалтырь, каждое из 4 Евангелий и Деяния апостолов.

1. Евангелие от Марка

2. Евангелие от Матфея

Многочисленные инициалы отличаются красотой и выдержанностью стиля. Все они имеют форму прямоугольников, обведенных по краям белой линией. Как и заставки, заглавные литеры моделированы растительными мотивами.

Псалтырь

По мере изнашивания доски с выгравированной на ней буквицей Иван Федоров вырезал новую. Иногда отдельные варианты были максимально похожи друг на друга. Но порой рисунок вновь вырезанной буквицы отличался от первоначальной.

5 видов инициала «И» (а всего было использовано 17 досок).

В отличие от заставок и буквиц, для которых гравировались новые доски, концовки в Острожской Библии использовались старые. Впервые их можно увидеть во львовских Апостоле и Азбуке 1574 года. Заново была изготовлена лишь одна.

Скорее всего концовки – это металлические политипажи, купленные в одной из польских типографий.

1. от Марка

2. Библия пророка Захария

Наборный орнамент, украшающий Библию 1581 года, чаще всего скомбинирован между собой, либо с концовками. Реже используется как самостоятельный элемент.

Издание изобилует 4-конечными розетками, листочками, ягодами по одной и по две и т. п. Особенно выделяются крылатые головки херувимов, выполненные в своеобразной манере – со свисающим на лоб чубом и длинными усами.

1. Третья Маккавейская книга.

2. 1-е послание Коринфянам.

Издательский знак Ивана Федорова, помещенный на последнем листе Острожской Библии, представляет собой картуш, который держит рука. В картуше изображена «лента», изогнутая в форме зеркальной латинской «S». Сверху из «ленты» выходит недлинная стрела. Справа от них штриховка, оттеняющая рельефность изображения. На поле картуша две буквы – «ЙФ».

Издательский знак Ивана Федорова.

В изготовлении Острожской Библии 1581 года использовалась бумага, по крайней мере, 18 бумагодельных мастерских польско-украинского происхождения.

Водяные знаки на бумаге Острожской Библии.

23
0
3015
0
0
1

Выставка «440 лет Острожской библии Ивана Федорова» посвящена 440-летию создания первой полной восточнославянской Библии.

Иван Федоров собрал воедино и перевел на церковнославянский язык большое количество возникших в разное время и отличающихся друг от друга источников.

Грандиозный труд удалось совершить благодаря поддержке могущественного князя К.К. Острожского, который для этой цели даже основал у себя в вотчине типографию, в которой Библия была напечатана в 1581 году.

Острожская Библия, объемом 1256 страниц, – издательский подвиг Ивана Федорова.

В отделе редких книг СОУНБ хранится экземпляр Острожской Библии, переизданной в 1914 году силами старообрядцев. Книга дополнена 150 изображениями. 

Если вы хотите поставить этой виртуальной выставке "лайк" или "дизлайк", а также, если вы хотите оставить свой комментарий, вы должны авторизоваться на сайте со своим e-mail и паролем.